У качества есть имя.
Русский / English
 На главную  Обратная связь  Карта сайта
Сми о нас / 2003 / Декабрь

Как встретишь - так и проведешь

Новый год семейные россияне встречают дома. А холостые и незамужние ходят в гости

Как был Новый год семейным праздником, так и остался. Об этом свидетельствует недавний опрос, проведенный ВЦИОМ: 75 процентов респондентов (а всего опросили 1600 человек по всей стране) собираются встретить его у себя дома, в кругу семьи.

Домоседами становятся с возрастом

Чем старше гражданин, тем больше вероятность, что в новогоднюю ночь он не покинет родимых стен, и наоборот: молодежь все-таки выбирается в разные заведения, в гости, на природу и так далее.

Довольно сильно влияют на то, как будет проведена новогодняя ночь, и доходы. Понятно, что чем они выше, тем больше шанс отпраздновать вне дома. Впрочем, даже граждане со средствами в большинстве своем останутся в родных стенах.

По данным ВЦИОМ, клуб, ресторан или дискотека привлекают только два процента опрошенных, в основном тех, кому еще не исполнилось 35 лет. К сожалению, вопрос "а почему, собственно?" задан не был, и нам остается только гадать, что послужило причиной поголовного желания россиян слушать бой курантов под своей собственной елкой, а не в компании - соображения экономии, возраст или привычка.

Кстати, не только эти обстоятельства влияют на то, где гражданин предпочитает встретить Новый год. Воронежский институт общественного мнения "Квалитас" провел опрос, выясняя, где и как воронежцы праздновали приход 2003-го. И оказалось, что это очень тесно связано с семейным положением. Среди тех, у кого оно, как говорит поэт Губерман, безнадежное, почти 83 процента провели праздничную ночь дома. Разведенные и вдовые - тоже: соответственно 76,4 и 70,3 процента остались в кругу семьи. А вот среди тех, кто узами брака не связан, домоседов оказалось меньше половины - 45,2 процента. Чуть ли не все остальные свободные жители Воронежа в прошлый Новый год отправились в гости. Так поступили 35,7 процента. А вот клубы, рестораны, праздничные службы в церквях, пансионаты и прочее - это выбор лишь нескольких процентов воронежцев.

Елка. Куранты. Оливье

Новогодняя ночь складывается из традиций и финансов. Традиции у нас, к счастью, человеколюбивые: сидеть дома, кушать салат оливье, селедку под шубой и слушать куранты по телевизору. Не хочешь ехать на курорт - ну и не надо, не желаешь в ресторан - и слава богу. Эти традиции нам очень кстати, потому что финансы ровно в новогоднюю ночь обычно поют романсы даже у вполне обеспеченных граждан: уже куплены подарки всем-всем-всем, проведено мероприятие на работе, уже в предпраздничном покупательском безумии потрачены деньги на разные совершенно не нужные вещи - и какие уж тут походы в ресторан. Тем более что рестораны в новогоднюю ночь безбожно задирают цену, а праздник в хорошем отеле или пансионате обойдется в совершенно бесчеловечную сумму.

Да, и такси: некоторые парки 31-го поднимают цену на свои услуги примерно вдвое, так что доехать домой из гостей становится весьма накладно. А народ у нас экономит. Треть опрошенных потратит на новогодний стол не более 500 рублей, еще треть - от 500 до тысячи. Далее, как сообщает ВЦИОМ, картина такая: от одной до трех тысяч потратят 23 процента, от трех до пяти тысяч - четыре процента, новогодний стол ценою более пяти тысяч рублей накроют один процент опрошенных. И довольно много - девять процентов опрошенных - вообще не планируют тратиться на это. По всей вероятности, только часть респондентов поступят так из экономии. В основном это те, у кого доходы ниже среднего (среди них 58 процентов о праздничном столе не задумываются). Но и среди граждан с доходами выше среднего 8 процентов по каким-то причинам не намерены раскидывать под елочкой скатерть-самобранку.

Тут надо отметить, что по классификации ВЦИОМ доходы ниже среднего - это когда человек, по его собственному признанию, едва сводит концы с концами, ему не хватает денег даже на продукты. А выше среднего - это если он говорит, что его семья без труда покупает предметы длительного пользования, но действительно дорогие вещи ей приобрести затруднительно.

Дорог не подарок

Теперь о подарках. Особенно охотно граждане будут класть друг другу под елку разные приятные мелочи - ручки, блокноты, портмоне. Преподнести близким что-то из этого списка планируют 21 процент опрошенных. Потом идут еда и напитки - 11 процентов, детские игрушки (8 процентов), косметика и бижутерия (тоже 8 процентов). Дорогие подарки вроде компьютера, музыкального центра или фотоаппарата - большая редкость, на них могут рассчитывать доли процентов одаряемых.

Похоже, что выбор подарков - вопрос чисто денежный. Как отмечают аналитики ВЦИОМа, на них население собирается потратить еще меньше средств, чем на новогодний стол. 54 процента готовы ухнуть на подарки не более тысячи рублей, еще 14 процентов - от одной до трех тысяч, а больше трех тысяч - лишь 4 процента. К сожалению, очень много людей - 20 процентов опрошенных - вообще ничего никому не будут дарить. Это уже чисто экономическое решение, его принимают в основном те, кто живет за чертой бедности (55 процентов из этой группы). Впрочем, 6 процентов граждан с доходами выше средних тоже никому ничего дарить не собираются.

Тут надо отметить, что опрос проходил в середине декабря, когда население могло трезво и спокойно, без этой предновогодней паники планировать свои расходы. Но планы - это лишь планы, а жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. У нас нет сомнений, что те самые граждане, которые за две недели до Нового года хладнокровно планировали семейный бюджет, не желая сидеть в начале 2004-го на остатках оливье и позавчерашнем холодце, 31-го с выпученными глазами побегут по рынкам и магазинам - делать торговле план на месяц вперед.

Федор БОНДАРЧУК, режиссер: Я буду отмечать Новый год дома, с семьей и друзьями. Я его всегда дома отмечаю, такая у нас традиция. Что буду дарить - не скажу. Не люблю распространяться о своих семейных радостях. Но могу рассказать, что когда я готовлю подарки, я иногда спрашиваю людей, что им нужно, а иногда и так из разговоров знаю. Ведь приятно получать то, что хочешь. Поэтому я и сам говорю друзьям: идите туда-то и купите мне на Новый год то-то. Но что я попросил на Новый год, я вам тоже не скажу.

Артемий ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик: Я практически всегда отмечаю Новый год на своей даче, и в этом году буду там же. Мне там нравится. Один раз в жизни я отмечал Новый год в ресторане, там мне тоже понравилось, но поскольку я иногда люблю побуянить, лучше это делать все-таки на даче. Друзьям я уже много чего подарил. Я дарю всегда то, что им нужно, потому что очень не люблю формальных подарков - ни дарить, ни получать. Себе, правда, я подарки не заказываю, но есть вещи, которые никогда не бывают лишними. Хороший алкоголь, например. Вот его мне обычно и дарят.

Игорь КОН, социолог, сексолог: В молодости были большие компании на всю ночь, сейчас это уже утомительно. Праздную обычно с друзьями, но недолго. Хожу в гости, обязательно, чтобы это было совсем близко, чтобы можно было вернуться пешком. Какая программа? Разговариваем, пьем, едим. Телевизор - приглушенно, потому что эти все концерты нам не особенно импонируют. Главная задача в том, чтобы ни в коем случае не разговаривать о политике, потому что это все испортит.

Михаил ЛЕОНТЬЕВ, телеведущий: Я Новый год почти всегда праздную одинаково: в семейной обстановке с друзьями. Программа - поесть, выпить, поговорить, какая может быть программа на Новый год! Когда ложимся? Как вырубимся, так и ложимся.

Алексей МИТРОФАНОВ, депутат Госдумы: Как я буду встречать Новый год? С Ксюшей Собчак, с ее подругами и друзьями, в шоколаде. В ресторане "Шоколад". Мы давно это решили.

Анастасия НАРЫШКИНА

Источник: Газета "Известия" 2003-12-29